ukaz imperatora ministru puteiИстория завода неразрывно связана с историей развития железной дороги на территории Беларуси. Белорусская железная дорога берёт своё начало с вводом в эксплуатацию 15 декабря 1862 года (ст.ст.) С.-Петербургско-Варшавской железной дороги. В это же время начинается строительство участка Московско-Брестской железной дороги через города Смоленск, Орша, Борисов, Минск. Уже в 1871 году в 5 км юго-восточнее Борисова, который в ту пору располагался лишь на левом берегу Березины, построили железнодорожную станцию «Борисов», а 16 (28) ноября через нее прошел первый грузопассажирский поезд в направлении Минска. Так через Борисов началось регулярное железнодорожное движение. Для строительства железных дорог требовалось большое количество шпал.

Для устройства шпалопропиточного завода и водопровода к нему на станции Борисов Московско-Брестской железной дороги оказалось необходимым занять землю с ее принадлежностями в количестве четырех тысяч семисот сорока квадратных сажень, из владения дворянина Ивана Колодеева, прилегающую к станционной территории.

На строительство предприятия были выделены деньги, и в период с 1900 по 1902 год на месте болота был построен Борисовский шпалопропиточный завод. Его территория составляла чуть больше двух гектаров с двумя путями: путь № 37 «Погрузочный» и путь № 38 «Заводской». Оборудование пропиточных процессов было простым, практически кустарным, поэтому выпуск продукции был незначительным. Древесину пропитывали дегтярным химическим раствором. Согласно архивным данным, в 1899 году на передвижной установке в Борисове трудилось 22 рабочих и 2 служащих, работала паровая машина мощностью 15 лошадиных сил, было изготовлено продукции на 22 тысячи рублей.

zdanie zavodaМежду тем потребность железной дороги в шпалах и переводных брусьях росла. Совершенствовалась технология пропитки шпал – началось внедрение автоклавной пропитки древесины. Борисовский шпалопропиточный завод уже в первое десятилетие своего существования приобрел и смонтировал два пропиточных цилиндра, гидравлические насосы, котел и машину. Все эти механизмы работали на пару. В 1910 году числилось уже 496 рабочих, имелся паровой двигатель в 120 лошадиных сил, сумма выпуска пропитанной продукции составила 508 тысяч рублей, что говорило о быстром производственном росте молодого предприятия. В те времена вагонетки, груженные шпалами, подавались в пропиточные цилиндры. Они закрывались крышками с 46-52 болтами. Для пропитки начали использовать хлористый цинк, триолин, динитрофенол. Завод в этот период работал сезонно – с апреля по сентябрь.

  

13С 1911 по 1926 годы во главе Борисовского шпалопропиточного завода стоял Дмитрий Лаврович Романов (1826-1930). Начал работать в 1883 году в разных должностях еще на передвижном заводе. Человек обязательный и ответственный, он сделал очень много для развития завода, железной дороги и города.

   Труд рабочих на всех этапах обработки древесины был ручным. И это несмотря на то, что техническая база предприятия, хотя  и медленно, но совершенствовалась. Шпалы обтесывались склюями,  вагонетки грузились, разгружались и перемещались по территории завода вручную. Погрузка шпал в крытые вагоны и на платформы также осуществлялась вручную.     


В годы первой Мировой войны большинство кадровых рабочих призвано в армию, и завод практически не работает. В 1918-1920 годах Борисов переживает немецкую и польскую оккупации. Большая часть производственных помещений и оборудования завода разрушены или выведены из строя. Многие работники завода погибли на полях гражданской войны. В период восстановления народного хозяйства восстанавливаются разрушенные здания и сооружения, производится замена вышедшего из строя оборудования. Приобретен узкоколейный мотовоз, построена маленькая душевая, отсыпана часть заболоченной территории, построены дополнительные подъездные пути. Для облегчения труда на погрузке пропитанной древесины в вагоны отсыпана и установлена погрузочная рампа. Постепенно улучшаются условия труда работников, повышается качество пропитки и увеличение выпуска продукции. В 1939 году отсыпается часть болота и прокладывается дополнительный подъездной путь № 39 «болотный». Однако и это не позволяет полностью решить вопрос складирования сырья и готовой продукции. Организовывается дополнительный склад в районе «Зеленого городка». Для транспортировки шпал с дополнительного склада на завод приобретается ширококолейный мотовоз и арендуется подвижной состав. В 1939 году Борисовскому шпалопропиточному заводу выделен грузоподъемный кран на железнодорожном ходу. Он используется при погрузке пропитанных шпал в вагоны. В 1940 году завод получает два новых шуховских котла, готовится к строительству в 1941 году компрессорной установки, козловых кранов для погрузки древесины.
Мощность завода заметно выросла. И об этом красноречиво говорят цифры. Если в 1938 году выпускалось 44088 кубических метров продукции, то в 1940 уже 61215 кубометров продукции. Но мирным планам развития не суждено было сбыться.

С начала Великой Отечественной войны июля по июль 1944 года завод находится на оккупированной территории. Немецкие оккупанты пытались наладить производство пропитки шпал, используя в основном труд военнопленных. Но организованное на железной дороге подполье не раз выводило из строя оборудование, устраивало поджоги сырья, проводило другие акты мщения. Перед отступлением, фашисты вывезли наиболее ценное оборудование, а остальное уничтожили. Взорвали главный корпус завода.

kontoraСразу после освобождения Борисова люди приступают к восстановлению разрушенного хозяйства. Предприятие пришлось восстанавливать, что называется, с нуля: собирали своих рабочих, приглашали специалистов, отстраивали помещения, ремонтировали подъездные пути, искали оборудование по всему Советскому Союзу. Показателен в этом отношении сохранившийся в архиве производственный план завода по подсобному хозяйству за 1945 год. В этом плане сказано, что предприятию выделено 8 гектаров посевной площади в пригороде: под картофель – 3 гектара, под овощи – 1 гектар, под зерновые 4 гектара. При этом указывалось, что нет ни тягловой силы, ни плугов, ни скота, ни даже лопат.

Восстановление продолжается около трех лет. Пуск завода состоялся в 1947 году: пропитали 29840 кубических метров древесины при плане 64000. В 1950 году достигли результата в 118000 кубических метров при плане 105000 кубов. В первые, послевоенные годы на предприятии работали от 80 до 145 рабочих, от 11 до 15 инженерно-технических работников и служащих.

kran gdНебольшая реконструкция прошла в 1958 году: устаревшие пропиточные цилиндры с болтовым креплением были заменены новыми с полуавтоматическим креплением крышек, расширена территория завода. Благодаря таким позитивным переменам выросло производство продукции до 120000 кубических метров в год.

Коренные изменения в работе происходят в течение семилетки 1959-1965 годов. В 1959 году производится реконструкция главного корпуса: меняется деревянное перекрытие на железобетонное. В 1960 году начинается строительство новой душевой-гардеробной. В 1961 году отсыпается два гектара заболоченной территории и монтируется первый козловой экран. В 1962 году ведутся работы по установке третьего пропиточного цилиндра. Паровые котлы переводятся на жидкое топливо. Монтируются и создаются второй и третий козловые краны. Вместо узкоколейных паровозов начинают использоваться мотовоз и тепловоз. Строятся сооружения для очистки производственных сточных вод.

В 60-х годах развивается рационализаторское движение. В 1962 году из 19 рационализаторских предложений внедрили 12, а в 1963 году из поданных 30 рацпредложений укоренили 20. Именно рационализаторские предложения помогли улучшить технологию пропитки древесины, облегчить использование механизмов и оборудования, сократить простой вагонов в два с половиной раза. Общий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ составил 89,5 процентов, а работы с пропиткой – все 100 процентов.

20Техническое перевооружение явилось залогом выполнения производственных планов, увеличения объемов производства. Так, если в 1961 году при плане 92600 кубических метров пропитки древесины произвели 93793 куба, то в 1965 году годовой объем составил уже 161000 кубических метров выпускаемой продукции. Как результат, зарплата на предприятии выросла на 21,4 процента. Директором завода в 1961-1971 годах был Владимир Гуров, который уделял техническому переоснащению предприятия первостепенное внимание. В 1964 году в цехе пропитки шпал был смонтирован третий автоклав для пропитки деревянных опор линии связи, смонтирована релейная система автоматики управления процессами, которая проработала до 1990 года. Улучшилась работа с кадрами. Неслучайно коллектив Борисовского шпалопропиточного завода в тот период пять раз завоевывал переходящее Красное Знамя Управления Белорусской железной дороги и Дорпрофсоюза.

В 1971-1983 годах предприятием руководил Семен Яковлевич Еремкин. Под его началом появились новые тепловозы и козловые краны, шло оснащение рабочих мест современным электрооборудованием и вычислительными машинами, обновился парк рабочих машин, построили административное здание и пожарное депо.

Последующие годы принесли очередные достижения. В 1983-1987 годах под руководством Александра Сергеевича Суходольского на заводе проведено широкомасштабное переустройство путевого хозяйства. Особое внимание придавалось техническому усовершенствованию технологических процессов. Производится монтаж и сдача в эксплуатацию кранов ККс-10, КК-20, КПБ-10. Тепловозы узкой колеи заменяются на тепловозы ТУ-7а и Т7.

                kontora2В 1987 году предприятие возглавил Геннадий Федорович Морозюк Г.Ф. Во многом благодаря ему на Борисовском шпалопропиточном заводе начался эксперимент по работе в новых условиях хозяйствования. В итоге улучшилось планирование, расширились права предприятия, повысилась заинтересованность структурных подразделений и всего коллектива в целом в конечном результате своего труда. В целях улучшения условий труда на заводе построили новые очистные сооружения, произвели путевое переустройство предцилиндровой площадки и путевой узкой колеи, приобрели самоходный стрелковый железнодорожный и автомобильный краны, другую технику. Одновременно укрепили производственную сырьевую базу на станции Приямино. В 1989 году предприятие приобрело компьютеры «Искра», что значительно облегчило и ускорило процесс обработки документации.В 1990 году на предприятии было пропитано 178 тысяч кубометров древесины. Завод работал круглосуточно, обеспечивая своей продукцией всю Беларусь, почти треть потребностей Украины, Литву, Латвию и других потребителей.

В 1994 году завод приобретает и монтирует экспериментальную установку для пропитки древесины экологическим чистым антисептиком совместно с институтом тепло и массообмена Национальной Академии наук Беларуси.

Большая реконструкция Борисовского шпалопропиточного завода стала успешно осуществляться под руководством директора Пашкеева А.И., который принял на себя управленческие функции предприятием в 1997 году (с 1986 года работал главным инженером завода). Главными инженерами в этот период были Сорока В.Н. (с 1997 по 2008), Новик В.П. (с 2008 года).

PriaminoНа сырьевой базе, располагающейся на станции Приямино, в январе 1997 году создается лесопильный цех, который становится вспомогательным подразделением завода, производящим непропитанную шпальную продукцию. Приобретается лесопильные рамы ЛРВ-1 и Р63, продольно-распиловочный станок «Кара». Производительность цеха составляла 800-1000 м3 распиловки круглого леса. После 2000 года дополнительно устанавливается пилорама Р63, два ленточнопильных станка MG -6200. Объём распиловки леса достигает 1900 м3. В этот период улучшаются условия труда работников цеха: расширяется за счёт строительства пристройки бытовое помещение, комната для сушки спецодежды, комната мастеров. В 2004 году заканчивается реконструкция производственных помещений, территории цеха, склада сырья и готовой продукции. В 2007 году лесопильный цех перебазируется на основную территорию завода, где в ангаре организуется новый лесопильный цех, а под «заводским краном» склад сырья и готовой продукции. Приобретается новое оборудование Wood-Mizer: два ленточнопильных станка LT70 и многопильный станок, новое заточное оборудование, а персонал проходит обучение работе на новом оборудовании. С переходом цеха на территорию завода происходит существенное улучшение труда работников участка: лучшие бытовые условия, сокращаются физические нагрузки в производственном процессе; достигается компактность производства, исключаются транспортные расходы на доставку продукции на завод. Лесопильным участком в этот период руководили: Маевская А.А. (с 1997 по 1999), Лютомский Ю.Н. (с 1999 по 2011), Лихачевский Н.В. (с 2011 г.).

Проект реконструкции завода в 2000 году прошел экспертизу и был принят в производство.  Генеральным подрядчиком назначили трест «Белтрансстрой», во главе которого стоял Н.М. Шаповалов – профессиональный руководитель и высокопорядочный человек. Исполнителем стала СПМ-738, начальником которой был Г.А. Савченко.

svai3 августа 2000 года в честь 100-летия Борисовского шпалопропиточного завода была забита первая пробная свая нового цеха. Это было событие по праву вошло в славную историю одного из старейших предприятий Республики Беларусь.

         Первый этап реконструкции предприятия включал в себя устройство склада естественной сушки шпал на 60 тысяч кубометров древесины. Была произведена отсыпка территории склада ПГС на полметра. ПГС доставлялись думкарными вертушками из карьера городского поселка Радошковичи. Прокладывались водосборные лотки с устройством очистных сооружений. В это же время монтировалась система пожаротушения: прокладывался кольцевой водопровод диаметром 200 миллиметров с установкой 24-х лафетных вышек. Создавалась молниевая защита склада, устанавливалось освещение, строился пожарный водоем с насосной станцией пожаротушения. На складе сушки шпал смонтировали три козловых крана ККС-10. Территорию вокруг склада сушки благоустроили, положили асфальт на дороги.

                Второй этап реконструкции включал в себя строительство бытового корпуса, монтаж очистных сооружений и цеха пропитки раствора.

                avtoklavТретий этап – это окончание строительства цеха пропитки древесины. В этом цехе смонтировали автоклав проходного типа с рабочим давлением в 16 атмосфер. Цех разбили на несколько площадок: площадки складирования непропитанной и готовой продукции, машинный зал с пультом управления, механические мастерские, тепловой узел и вентиляционная система с дожигом выбросов. Автоматизация управления процессами позволила с помощью компьютера управлять системой вентиляции и технологическими процессами пропитки древесины.

                В цехе пропитки была смонтирована линия торцевого крепления шпал металлическими пластинами, разработанная и изготовленная Барановичским заводом автоматических линий.

   Плоды реконструкции позволили улучшить экологическую обстановку. Антисептик перестал попадать в грунтовые воды и в реку Березину. Значительно уменьшились выбросы вредных веществ в атмосферу. Сократилось количество рабочих мест с повышенным содержанием вредных веществ. Значительно облегчен труд стропальщиков готовой продукции. Усовершенствовали систему пожарной безопасности. Пропитка древесины стала производиться различными антисептиками.

                Внедрение оборотного водоснабжения для работы перекачивающих насосов и вакуумных машин послужило сокращению сбросов воды на очистные сооружения до 1000 кубометров в месяц. Поэтому очистные сооружения были переведены на работу в односменном режиме, а освободившийся персонал пополнил механический и пропиточный цеха.

                kotelnayaМногие новшества позволили отказаться от устаревших производственных операций. Так, с изменением пропитки древесины отпала необходимость использовать пар для разогрева антисептика, что вызвало решение реконструировать котельную. Институт «Белжелдорпроект» разработал проект котельной модульного типа с двумя водогрейными котлами, работающими на природном газе. Данная модульная установка была изготовлена специалистами ОАО «Мобильные энергетические системы» в городе Барановичи, а замену сетей и тепловых узлов произвел «Дорстроймонтаж».

В январе 2008 года была запущена новая модульная котельная. Оперативный персонал, который трудился в старой котельной, где использовался мазут, перевели на круглосуточное дежурство, а также в помещение наблюдения за системой пожаротушения цеха пропитки. При новой модульной котельной сократилось потребление технической воды. В каждом отапливаемом помещении смонтировали тепловые узлы с системой автоматического регулирования температуры.

cex avtoklavС 2000 года на Борисовском шпалопропиточном заводе уже пропитывается ежегодно свыше 600 тысяч шпал.

В этот период проводится работа по внедрению новых видов антисептиков, отрабатывались новые виды пропитки. При этом упор делался на сбережение энергоресурсов, экономичность производства, дальнейшее улучшение условий труда. Использование водорастворимого антисептика стало на Борисовском шпалопропиточном заводе приоритетной задачей.   Существенную помощь по внедрению новых антисептиков на предприятии оказали специалисты Белорусского технологического университета. В 2009 году на предприятии были разработаны и внедрены новые пропиточные биозащитные растворы на основе антисептиков TANALITH E, не требующие подогрева, а  в 2010 году на  ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод»  разработан и внедрен пропиточный состав «Средство защитное СМПС».

nakolkaВ 2013 году была реализована программа модернизации: введена «Линия поверхностной наколки шпал и забивке торцевых пластин». Благодаря внедрению этой технологии сократились энергетические расходы на пропитку шпал, увеличен срок их эксплуатации. 

 

 

 

 

 

 

 

РУКОВОДИТЕЛИ ЗАВОДА:

Романов Дмитрий ЛавровичРОМАНОВ Дмитрий Лаврович (1826-1930 г.г.) – директор с 1911 по 1926 год;

 

   grey silhouette of man md1СМИРНОВ А. – директор в 30-е годы ХХ века;       grey silhouette of man md1ДОРОНИН – директор в 50-е годы ХХ века;                                                              

 

 

 

   

Гуров Владимир ПарфёновичГУРОВ Владимир Парфёнович – директор с 1961 по 1971 год;    Ерёмкин Семён ЯковлевичЕРЁМКИН Семён Яковлевич (1931-1993 г.г.) – директор с 1971 по 1983 год;  grey silhouette of man md1СУХОДОЛЬСКИЙ Александр Сергеевич – директор с 1983 по 1987 год;   

 Морозюк Геннадий ФёдоровичМОРОЗЮК Геннадий Фёдорович (1952- 2011 г.г.) – директор с 1987 по 1997 год;   Пашкеев Александр Иванович директорПАШКЕЕВ Александр Иванович (1954 г.) – директор с 1997 г. по настоящее время.